МБОУ СОШ № 2
город Урай, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
  • Профилактика насилия в семье

    «Насилие над детьми и подростками включает в себя любую форму плохого обращения с ними, допускаемую родителями, опекунами или воспитателями»,

    — такое определение принадлежит H. Kempe.


    Самое ценное, что есть у нас, — это наши дети!

    дом без насилия

    Проблема насилия в семье, жестокого обращения на сегодняшний день является одной из самых тревожных среди социальных факторов, оказывающих влияние на рост социального сиротства, безнадзорности, беспризорности.
    Под жестоким обращением с детьми понимаются не только случаи физического и сексуального насилия или развращения, но также пренебрежение основными интересами и нуждами детей, то есть неудовлетворение их потребностей в пище, одежде, воспитании, образовании, медицинской помощи. Типичным примером жестокого отношения с малолетними детьми является оставление их без присмотрачто зачастую приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим тяжелым последствиям.
    Жестокое обращение с детьми может иметь место не только в семье, но и в детских образовательных и воспитательных учреждениях.
    Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.
    При этом, большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.
    Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.
    Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
    Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
    Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
    Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
    К психической форме насилия относятся:

    • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
    • угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
    • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
    • преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
    • ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
    • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

    Пренебрежение нуждами ребенка– это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

    • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
    • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.
    • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
    • безработица, постоянные финансовые трудности;
    • постоянные супружеские конфликты;
    • низкий уровень культуры, образования;
    • негативные семейные традиции;
    • умственные или физические недостатки ребенка;
    • «трудный» ребенок.

    Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

    • состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);
    • особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых;
    • замкнутость;
    • чрезмерная возбудимость и др.);
    • низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы;
    • употребление алкоголя или других наркотических средств);
    • отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);
    • задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;
    • заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

    Лица, которые могут обнаружить факты жестокого обращения с ребенком:

    • врачи, персонал и администрация больниц, медицинские сестры, персонал неотложной помощи, работники судебно-медицинской экспертизы, психологи, психиатры, другие медицинские работники;
    • социальные работники;
    • учителя, администрация и персонал учебных учреждений, детских садов, яслей;
    • работники правоохранительных органов.

    Лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско- родительских взаимоотношений.
    Если у Вас возникли проблемы в воспитании ребенка, если Вы не можете наладить контакт с ним, если Вас настораживают изменения в поведении ребенка или его школьная неуспеваемость, не торопитесь применять крайние воспитательные меры!

    1. Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с такой точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.
    2. Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать родители.
    3. Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
    4. Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
    5. Требуя, что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
    6. Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
    7. Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
    8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie