По инициативе Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры разработан профориентационный проект «Будущий профессионал» (далее – Проект, Дептруда и занятости Югры) и утвержден распоряжением Дептруда и занятости Югры от 04.08.2021 № 17-Р-214. Финансовое обеспечение проекта осуществляется за счет средств, предусмотренных государственной программой Югры «Поддержка занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 октября 2021 года № 472-п (далее – автономный округ).
Проект реализуется на территории автономного округа в период с 2021 по 2024 годы. Участниками Проекта являются учащиеся 8-10 классов, а также педагоги образовательных организаций. Количественный охват планируется 40 000 учащихся.
Цель Проекта – создание системы действенной профессиональной ориентации учащихся образовательных организаций Югры, способствующей формированию их профессионального, личностного и социального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями, с учетом социокультурной и экономической ситуации, потребностей и тенденций рынка труда, а также формированию надпрофессиональных навыков.
Реализация профориентационного проекта для несовершеннолетних граждан позволит модернизировать профориентационную работу, внедрить в образовательные организации новые формы работы, программы, ориентированные на выбор перспективных профессий.
Проект реализуется поэтапно:
Первый этап: «Дополнительное профессиональное образование педагогических работников». Обучение классных руководителей, педагогов-психологов, работников центров занятости, иных педагогических работников по программе дополнительного профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в объеме не менее 36 часов. Цель – подготовка педагогических работников сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.
Второй этап: «Информирование обучающихся и родителей с рынком труда, современными профессиями, особенностями выбора образовательных программ и организаций». Курс для обучающихся и их родителей, направлен на знакомство с современным рынком труда, актуальными профессиями, особенностями профессионального выбора.
Задачи курса:
- Знакомство обучающихся с отраслями экономики, особенностями выбора профессий;
- Мотивация к построению траектории выбора своей будущей профессии.
Курс реализуется на платформе https://surgu.distant.global/. По итогам прохождения курса формируется мотивация обучающихся к участию в тренинге «Дизайнер профессий будущего».
Третий этап: «Комплексное тестирование обучающихся». Комплексное тестирование обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений. Платформа тестирования: Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (по согласованию).
Профориентационное тестирование включает в себя построение индивидуальной траектории профессионального развития на основе интересов, способностей, особенностей личности и особенностей надпрофессиональных компетенций.
Профориентационное тестирование проводится в целях получения следующего результата:
- выявления способностей, навыков и профессиональных ролей ребенка;
- определения направления развития, рекомендуемого профиля обучения и потенциальной сферы деятельности;
- выявления уровня развития надпрофессиональных навыков — коммуникации, сетевой грамотности, умения систематически мыслить, уровня критического мышления и др.;
- выявления возможной профессиональной роли ребёнка в команде: аналитик, лидер, креатор, продюсер и другие.
Четвертый этап: «Профориентационный тренинг». Тема тренинга: Дизайн профессий будущего.
- знакомство с современными профессиями по выбору обучающегося с учетом списка рекомендованных профессий, на онлайн платформе;
- введение в тему профориентационного выбора; знакомство с ошибками профориентации; знакомство со структурой эффективного профессионального выбора: «ХОЧУ-МОГУ-НАДО»;
- проработка блоков «МОГУ/НАДО»; сопоставление способностей и умений с профессиями; проработка личных потенциальных ресурсов для рынка труда; изучение тенденций развития общества и прогнозирование актуальных профессий будущего; анализ полученного опыта;
- проработка блока «ХОЧУ»; определение критериев выбора профессии мечты; освоение метода выбора профессий на основе критериев;
- заполнение участниками презентации «Моя профессия будущего» (построение индивидуальной траектории развития).
Тренинг проводится в смешанном формате: блок 1 – в формате онлайн, блоки 2-4 – очно.
Результаты тренинга:
- освоение технологии принятия профориентационного решения;
- улучшение понимания своих интересов, личностных особенностей и способностей в контексте профессионального самоопределения;
- развитие у обучающихся системного, креативного и критического мышления, а также навыков социального взаимодействия и презентаций;
- формулирование значимых критериев выбора профессии в контексте образа желаемого будущего;
- расширение представлений о подходящих профессиях;
- понимание возможных вариантов личной образовательной стратегии
В результате тренинга школьники должны получить:
- результаты теста с расшифровкой;
- бланк с 10-15 вариантами подходящих профессий;
- навыки XXI века: планирование, работа в команде, критическое и креативное мышление, презентация проектов;
- ясную цель и мотивацию учить.
Пятый этап: «Профориентационный конкурс «Будущий профессионал». Конкурс проводится на муниципальном и региональном уровне.
Организатор конкурса на муниципальном уровне – организация профессионального образования, на региональном уровне – региональный оператор проекта. Конкурс организуется на основании единого Положения о его проведении. Предмет конкурса – защита презентаций профессии будущего, разработанных по итогам профориентационного тренинга.
Ожидаемые эффекты по завершению Проекта:
- увеличение количества обучающихся, охваченных профориентационными программами и социальными практиками;
- рост количества обучающихся в учреждениях профессионального образования по профессиям и специальностям, востребованным на региональном рынке труда;
- снижение доли выпускников учреждений профессионального и высшего образования автономного округа, не трудоустроившихся по полученной профессии (специальности) в течение года после выпуска;
- обеспечение автономного округа квалифицированными кадрами в соответствии с требованиями регионального рынка труда.